Важная часть сценария праздника на Масленицу – это подвижные игры, которые развивают двигательную активность, укрепляют командный дух, дарят радостные эмоции. Предложим несколько игр в русском народном стиле.
Жребием распределяются роли в игре: 1 волк, 1 хозяин, остальные – гуси-лебеди. Если детей много, можно выбрать 2-3 волка. Огораживается площадка для игры, на одной её стороне выставляется табличка «дом», на другой – «гора», всё, что посередине, будет «полем». Более интересной и наглядной игру сделают детские карнавальные костюмы гусей и волка!
Хозяин выпускает гусей-лебедей из дома в поле со словами: «Летите в поле погулять, свежей травки пощипать». Гуси разбегаются по всей площадки. Важно! Гуси не должны стоять друг к другу ближе, чем на шаг.
Вскоре хозяин зовёт их домой, крича: «Гуси-лебеди, домой!».
Они отвечают «Серый волк под горой».
Хозяин даёт команду: «Ну, бегите же домой». Только после неё гуси-лебеди могут лететь домой, а волк – ловить их. Тот, кто пойман, выходит из игры. Когда пойманы все гуси, игра заканчивается.
Игра подходит и для детей, и для взрослых. Выбирается один «горящий» участник, он остаётся на месте, а все остальные игроки выстраиваются парами друг за другом - в одну колонку. Они берутся за руки и поднимают их вверх, получаются «ворота». Последняя пара в колонне проходит «под воротами» и оказывается впереди колонны, за ней идет следующая пара, и так все пары, пока первая снова не станет последней.
Русские народные костюмы сделают игру ещё более яркой и занимательной!
Все участники приговаривают либо поют:
«Гори, гори ясно,
Чтобы не погасло!
Глянь на небо,
Птички летят,
Колокольчики звенят:
- Дин-дон, дин-дон,
Выбегай скорее вон!»
Затем первая пара разбегается в разные стороны, остальные кричат:
«Раз, два, не воронь,
А беги, как огонь!»
«Горящему» нужно догнать бегущих до того, как те оббегут колонну и смогут снова взяться за руки. Если их не поймают, они встают в конец колонны, а если «горящему удаётся поймать одного из пары, он становится с ним в пару позади колонны, а оставшийся без пары становится «горящим».
Нужно поделить участников на группы по трое: две лошадки и кучер. Лошадки в одной руке держат поясок-поводья, кучер держит поводья от двух лошадок в обеих руках.
Задача: выполнять команды ведущего. Команды: «Шагом», «Бегом», «Галопом по кругу», «Налево», «Направо». Кучер следит, чтобы лошадки выполняли их точно. Затем даётся команда «Лошадки, в разные стороны», кучер отпускает поводья, и лошадки-участники разбегаются. После слов ведущего: «Лошадки, найдите своего кучера», им нужно как можно быстрее найти кучера и отдать ему в руки поводья.
Можно нарядить игроков в шапочки или костюмы лошадок!
Условия игры:
- Если лошадка неточно выполняет команду – кучер получает штраф (к его поводьям привязывается синяя или красная лента).
- Кучеру нельзя выпускать поводья – или он получит тот же штраф.
- Роль ведущего желательно отдать взрослому, чтобы тот следил за порядком и придумывал оригинальные команды.
- Когда игра повторяется, роль кучера в тройке должна достаться одной из лошадок. Можно сделать три «заезда», чтобы каждый мог побыть кучером.
- Задание «Лошадки, найдите своего кучера» можно заменить на «Кучер, найди своих лошадок».
- Выигрывает команда, у которой нет или меньше всех штрафов.
Выбирается один ведущий, он ведёт диалог с игроками:
(ведущий) - Динь, динь, динь!
(игроки) - Кто там?
(ведущий) - Почта!
(игроки) - Откуда?
(ведущий) - Из города (ведущий называет любой город)
(игроки) - А что в этом городе делают?
Ведущий называет одно действие, например: поют, прыгают, танцуют, смеются. Все игроки должны сделать то, что назвал ведущий. Ведущий смотрит, кто делает лучше всех, и отдаёт ему свой пост, становясь одним из игроков.
Игра для групп из 4-6 детей. Если детей больше, можно проводить догонялки по очереди – сначала одна группа, за ней – другая. Перед началом игры нужно проложить круговую лыжню (можно две лыжни для одновременного участия двух групп).
В начале игры участники встают на лыжню на одинаковом расстоянии друг от друга. Их цель – догнать того, кто впереди и коснуться лыжной палкой его лыжи. Тот, кого догнали, из игры выбывает. Последний участник побеждает в игре.